Павел Мигалев

© Копейка

История

8256

24.07.2005, 15:56

Битлы иркутские

В 1968 году в США вышел специальный номер журнала PACE, посвященный молодежи Советского Союза. Корреспонденты журнала исколесили весь СССР, собирая материалы на заданную тему. Посетили они и нашу область — благо благодаря Байкалу, на котором так и не побывал президент Эйзенхауэр, и поэме Евтушенко "Братская ГЭС" места наши известны за океаном.

На двух полосах PACE был помещен фоторепортаж из Братска о вокально-инструментальном ансамбле "Падун", исполнявшем ритм-энд-блюз, джазовые композиции и песни советских композиторов (особое направление в рок-музыке, мало известное современным тинейджерам). Журнал положительно отозвался о профессиональном мастерстве братских музыкантов, отметив попутно интересные разработки "джаза в стиле идей Ленина".

Музыка негров в сибирской провинции

Кстати, американским корреспондентам не стал известен другой замечательный факт. Была в свое время в Иркутске группа "Клуб десяти часов", изумившая местных меломанов ироничными переделками революционной песни "Смело, товарищи, в ногу!" на "Шлеп-шлеп-шлепает товарищ" в стиле кантри.

Да мало ли такого, что осталось не известно дотошным американским репортерам. Хотя, между прочим, ныне в Штатах проживает кое-кто из славных сынов иркутского бита, бывшие наши "лаботрясы" (слово произошло от слова "лабать", в смысле — играть на музыкальных инструментах, и "лаботряс" — в смысле нечесаный тип, играющий рок-н-ролл).

Впрочем, и жители Иркутской области имеют смутное представление о вокально-инструментальном музицировании на берегах Ангары, по которой навстречу утренней заре плыли сибирские девчата из песни Иосифа Кобзона.

Не знали, например, что иркутской группой написана вторая в СССР (после садистско-патологической "Мухи-цокотухи" Александра Градского) рок-опера. Не знали, что к некоторым иркутским рок-музыкантам приезжали менеджеры от звезд советской эстрады, с просьбой продать права на свои песни. Не знали, что на концерте одной из иркутских рок-групп, живьем исполнявшей композиции "дыпаплов" и "зеппелинов" (так говорили в те времена), собиралось так много публики, что выламывали входные двери.

Бесспорно, столичное влияние служило примером для подражания. Хотя следует заметить, что западные рок-н-ролльщики начинали с подражания своим же неграм, а наши — западным рок-н-ролльщикам. Но и мы не лаптем щи хлебали и, как положено сибирякам, сохранили свой колорит.

Патлатые хулиганы из ЖЭКа

Так уж случилось, что эпицентром молодежного землетрясения в Иркутске стал Иркутск II. Здесь был центр подпольного иркутского джаза и центральная тусовка стиляг. Бурная жизнь кипела на окраине большого города под гул поездов, уносившихся либо к Москве, либо к Владику.

Дворы по улице Сибирских Партизан не забыли своих стиляг, джазменов, художников по жизни и просто художников, рисовавших не только на заборах. Во Втором возникла (начало 60-х прошлого столетия) община любителей-музыкантов и прочих творческих личностей. Сначала жизнь этой разношерстной компании вертелась вокруг джаза. Джаз слушали. Джаз играли. Подражали Дюку и Армстронгу — кумирам жанра.

Собирались и играли на свежем воздухе или в красных уголках при ЖЭКах. Рядом с Досками почета сантехников и дворников ковались кадры для будущих групп иркутского бита.

В Иркутске II возник джаз-ансамбль "В джазе только мальчики" (1968). Ансамбль создал Владимир Черногор, принимавший участие в популярном телевизионном конкурсе тех лет "Алло, мы ищем таланты!" (тогдашнее шоу Шуры Маслякова). Выступление Черногора демонстрировалось по ЦТ — сами понимаете, престиж.

Сведений о джаз-ансамбле удалось собрать немного. Помимо Черногора в ансамбль входил С.Тимофеев — клавишные, Жора Кокарев — труба. Ансамбль любил гастролировать по северам, особенно любил заезжать в Олекминск.

Вскоре джаз потеснил рок с его фольклорной простотой и доступностью. На стихийно возникавших сейшенах под арками сталинских домов (арка давала хорошую акустику) на гитарах исполнялся рок-н-ролл, танцевали, а потом, расходясь по домам, пели, нарушая сон обывателя, который ворчал на это "американское безобразие" и пугал маленьких детей патлатыми хулиганами.

Гитара становится электрической, дети — дерзкими

Первые вокально-инструментальные группы создавались прямо на улице. Волею судеб встречались музыкально увлеченные подростки, и вскоре кто-нибудь из них предлагал блестящую идею — создать свой ансамбль и попробовать сбацать рок-н-ролльчик.

Начинать приходилось буквально с нуля — ни аппаратуры, ни помещения, и только неукротимая энергия играть и петь. Весь реквизит состоял из акустической гитары и магнитофона, на котором до бесконечности прокручивалась музыка кумиров — "Битлз" и "Роллинг стоунз".

Превратить обыкновенную гитару в подобие электромузыкального инструмента, если ты смекалист, — раз плюнуть! На гриф гитары натягиваются самодельные струны, а к корпусу лепится примитивное звукоснимающее устройство. Гитара подключается к магнитофону — и пожалуйста, динамики выдают скрипучие, но зато громкие звуки. Вместо концертного микрофона используется микрофон от магнитофона. Пытались петь даже через милицейский громкоговоритель — выходило эффектно, но не музыкально.

Гораздо сложнее было выдумать электроорган и ударную установку. Однажды кто-то (отзовись, безвестный герой рок-н-ролла!) засунул внутрь рояля микрофон, и старенький музыкальный инструмент задребезжал электронными до-ре-ми-фа-соль-ля-си. И неважно, что жутким образом резало тонкий музыкальный слух. Ударную установку смайстрячили из пионерских барабанов, а по правую руку от барабанщика приспособили металлическую тарелку, издававшую звуки, напоминавшие битье посуды о бетонный пол. И все же: барабан был плох, барабанщик — Бог! Он стучал и колотил, выдавая дикие ритмы, всем на зависть.

При таком наборе самопальной аппаратуры исполнялись битловские песни. Правда, битлы в их исполнении выходили далекими от оригинала. Как говорится, первый блин вышел комом, а потом все наладилось

Первомайская провокация ВИА "Аэлита"

На заре отечественного рока собирался во дворе института народного хозяйства, рядом с общежитием, ВИА "Аэлита" в составе пяти человек: Игорь Несынов — вокал, клавишные — Владимир Юдин, ударные — Александр Емельянов, бас и две гитары — Алексей Степуненко и Алексей Грудинок.

Ребятам из "Аэлиты" было по 16—17 лет, они считали себя заядлыми битломанами, исполняли песни только этой группы, и все помаленьку пытались сочинять что-нибудь под "Битлз". У ребят было желание выступить на публике, заявить о себе.

1 мая 1969 года "Аэлита" забралась на крышу углового дома, что находится на пересечении улиц Ленина и Горького, и весело заявила о себе исполнением рок-н-ролла перед шествовавшей внизу колонной демонстрантов. Люди внизу услышали странную музыку, остановились и задрали головы вверх. Образовался затор. Довольная произведенным эффектом на свое выступление "Аэлита" решила сматываться подобру поздорову. И вовремя успела это сделать: через считанные секунды чердак и крышу осматривали серьезные люди в штатском. Как ни странно, расшалившимся юнцам все сошло с рук, их не нашли. Они отсиделись в квартире у своего приятеля, проживавшем на четвертом этаже углового дома.

Комсомольские песни: попробуй, на английский переведи

В начале 70-х годов рок-музыка из подворотен и тесных квартир кавалерийским наскоком прорвалась на эстраду и десантировалась на танцплощадки. Надо признать, что вкусы публики были дремучими, а уровень ВИА — ниже всякой критики. Если не учитывать то время. Несовершенная аппаратура частенько выходила из строя на концертах, издавала скрежет, повергающий музыкантов и слушателей в легкую контузию. Многим такая музыка не нравилась, что породило газетную травлю. Для прессы стали привычными штампы и определения ВИА: они необразованны, невоспитанны, им медведь на ухо наступил, и вообще, они неучи и лаботрясы.

В 1968 году на биолого-почвенном факультете Иркутского университета образовалась вокально-инструментальная группа "Робус". Сначала группа работала в актовом зале нархоза на танцах, а с 1970 года ее популярность поползла вверх, и "Робус" был допущен к гастрольным поездкам по области. Это свидетельствовало о некотором профессиональном уровне и снисходительном признании официальными инстанциями молодых музыкантов. Они сумели даже обзавестись более-менее приличной аппаратурой, фабричного производства.

Период копирования западных образцов у "Робуса" продолжался недолго. Усвоив азы рок-музыкального исполнительского искусства, музыканты в числе первых начали экспериментировать в некрупной форме, и на свет появились музыкальные композиции гитариста группы Сергея Чернецкого "Я без тебя" и "Олеся". Определить их можно как робкие, ученические, но все же самостоятельные попытки самовыражения.

Не отставали от своего приятеля вокалист группы Игорь Несынов и Игорь Воронин. Экспериментирование вскоре принесло некоторые результаты — типичная лирическая песенка "Скажи мне да!" пользовалась популярностью среди поклонников "Робуса".

И все же конъюнктура брала свое: студенчество требовало от группы исполнения англоязычных хитов, а начальство — песен комсомольской тематики. Приходилось угождать и тем и другим, с той лишь разницей, что в первом случае это делалось в собственное удовольствие, а во втором — по принудиловке. "Робус" просуществовал приблизительно до 1974 года, пока пути участников группы не разошлись по тем или иным причинам.

Тень Брежнева и дождь из туалетного бачка

С 1969 года в Иркутске начали проводиться городские конкурсы среди ВИА. Несколько странно выглядел главный приз для победителя. Имел он скорее поэтическое, чем музыкальное название — "Серебряная лира", являясь к тому же переходящим, как футбольный кубок.

Жюри конкурсов почти всегда пыталось присуждать его "хорошим" ВИА — тем, кто был прилично одет, аккуратно подстрижен и не допускал в музыке ничего предосудительного. Отступление от принятых правил воспринималось как мелкое хулиганство. Характерный пример хулиганов — группа "Проникновение".

Коллектив создавали на скорую руку пять человек — Владимир Попов, Евгений Валиулин, Александра Аносова, Игорь Ушаков и Стас Огородников. Попов с Валиулиным сочинили композицию "Засуха" на слова известного советского поэта. Она стала ударной вещью в программе. Финал "Засухи" шел под фонограмму шума дождя, и, когда она прозвучала, в зрительном зале мало кто догадывался, что звуковой эффект шума дождя воспроизводил шум воды из-под душа, сливаемый в туалетный бачок.

Представление композиции состоялось во Дворце спорта. С первых же аккордов зал замер от удивления. Никто не ожидал услышать от новоиспеченной группы такой серьезной и оригинальной музыки. Неожиданно на середине композиции в зале погас свет. Это были происки злопыхателей-конкурентов. Выручил друг музыкантов и конферансье Николай Мельников. Он крикнул: "Я требую, чтоб включили свет! Это несправедливо! Я буду жаловаться Брежневу!" И сразу, как по мановению волшебной палочки, зал осветили сотни ламп. "Проникновение" сыграло композицию заново, сорвало бешеные аплодисменты и получило звание лауреатов, хотя ансамбль заслуживал гран-приза.

Двести ВИА

Наступила весна 1972 года. Пышно расцвел на иркутской земле иноземный цветок. Армия рок-н-ролла с каждым месяцем пополняла свои ряды новобранцами.

Почти при каждой школе существовал свой ВИА, в институтах и университете на каждом факультете было как минимум по ансамблю, а то и два, и три, не говоря уже о ресторанах, Домах культуры и других самых разнообразных учреждениях. Все поголовно торопились обзавестись музыкантами с электроинструментами. Вскоре общее количество ВИА — от дворовых до полупрофессиональных — достигло двухсот.

В 1972 году в Доме моделей на улице Урицкого проходил очередной городской конкурс среди ВИА. Передачу о конкурсе транслировало областное ТВ. Предваряло ее выступление профессора с консерваторским дипломом. Профессор заявил, что сейчас телезрители увидят на экране "так называемых музыкантов", играющих "так называемую рок-музыку". А дальше на полном серьезе продолжил, что для исполнения такой музыки не требуется умения, так как аппаратура заряжается электричеством и сама по себе издает душераздирающие стоны, именуемые рок-музыкой.

Городские конкурсы среди ВИА привлекали к себе огромное внимание. Дворец спорта, актовые залы ИГУ и политехнического института не могли вместить всех желающих. Бешеный ажиотаж и искреннее внимание публики — достойная награда, за обладание которой шла острая конкурентная борьба, порой с применением недозволенных приемов: от психологического давления до прямой диверсии с аппаратурой соперников — все это было, было, было...

На городских конкурсах, как в мелодраме, хватало всего: радости победы и горя поражения, смеха и слез, любви и ненависти. Словом, дела творились нешуточные.

Скандальное "Горение"

Сенсацией 1975 года стала группа "Горение". Билеты на ее концерты раскупались за неделю до начала, а завершались они всегда одинаково — заведенная толпа выносила либо двери из зала, либо музыкантов на руках. Фирменные проигрыши клавишника и лидера группы Анатолия Долотова стали изюминкой сезона.

Задиристые музыканты с явным уклоном в западный рок отказались от комсомольского репертуара и исполняли всемирно известные хиты. Настоящие фаны англо-американского рока великолепно копировали своих кумиров — "битлов", "дипаплов", "зеппелинов".

Кроме уже знакомого нам Игоря Несынова в "Горении" играл Александр Емельянов (Саид) — всеобщий любимец публики. Он мог часами петь под гитару музыку "Битлз". Он был так худ, что даже самые узкие брюки ему приходилось крепить прищепкой к рубахе, иначе они сползали с него во время концерта.

"Горение" постоянно нарывалось на скандал. И он вскоре разразился. В политехе они играли что-то из "Пинк флойда". Неожиданно опустился занавес. Долотов рванулся за кулисы, разобраться с шутниками по-свойски. За кулисами торчал холеный рыжий тип в штатском. Типус заверещал: "Я запрещаю! Не позволю сношаться на сцене — здесь вам не тут!"

Короче, "Горению" пришили аморалку. Обескураженные музыканты и возмущенная публика разбрелись по домам. Ну а дальше был разыгран известный сценарий: провинившихся исключили из комсомола, автоматически — из университета, обрили лбы и отдали на перевоспитание в солдаты.

Спустя многие годы иркутские рок-музыканты старого закала сходятся во мнении, что рок-група "Горение" была самой крутой из всех групп и ее любил весь молодежный Иркутск.

Музыканты от станка

Рок-группа "Посткриптум" (P.S.) особенно близка нам, газетчикам, ибо возникла она в 1976 году на базе областного Дома печати. Создал группу иркутский рок-музыкант Игорь Воронин.

Ему потребовалось всего лишь полгода, чтобы найти, обучить музыкальной грамоте людей, взятых буквально от станка. Результат превзошел все ожидания. В течение пяти лет не сходило с уст любителей современной музыки название рок-оперы P.S. — "Куликовская битва". Причем в подлиннике оно звучало совсем иначе — "Князь Игорь". Народ же переименовал ее на свой лад, закрепив стихийно возникшее название и за самой группой. Так что многие знали P.S. как "Куликово поле".

"Князь Игорь" — серьезная и масштабная вещь собственного сочинения, на час и 15 минут, с элементами видеошоу. Сценическая жизнь рок-оперы длилась недолго, так как ее представление всегда было делом хлопотным и трудоемким. В 1978 году P.S. получил городскую "Золотую лиру". Исполненный отрывок из рок-оперы произвел настолько сильное впечатление, что на следующем конкурсе, памятуя о прошлогодней сенсации, жюри приняло решение — первого места не давать никому.

Звезда нашего бита

Деньги, слава, почести, кругосветные турне, правительственные награды, шумные пресс-конференции — все это досталось другим. Иркутский бит вел скромную, трудовую и неприкаянную жизнь — то подвижника и отшельника, то разгильдяя и веселого гуляки, не завидуя чужому успеху и признанию.

В любой компании есть заводилы и любимцы, родившиеся с задатками, превышающими средний уровень, этакие баловни судьбы, которая порой, после череды удач, ошарашивает своей отвратительной гримасой. Владимир Попов был призван на роль восходящей, но так и не взошедшей звезды иркутского бита.

Незаурядная личность, виртуозный барабанщик с великолепными вокальными данными, он мог петь фальцетом, что не каждому исполнителю дано, а позднее неплохо проявил себя как композитор. Его музыкальные опусы в стиле хард-рока выделялись на общем фоне.

Талант Попова не отличался организованностью и педантичностью, поэтому он переиграл почти во всех иркутских ансамблях. Его все знали, любили и встречали с распростертыми объятиями, и тем не менее он отовсюду уходил по-английски, не прощаясь. Попов был человеком легким на подъем, мог быстро загореться и тут же погаснуть.

Использовать редкий счастливый шанс — обязанность таланта, но Попов отказался от подарка судьбы, когда его пригласили выступать в Москву за ВИА "Поющие гитары". Столичная жизнь для него закончилась через два месяца. Он неплохо начал работать и набирал творческий рост уже на профессиональной сцене, но вдруг все ему надоело, он соскучился по родному Иркутску и вернулся.

Фиаско рок-группы "Звуки времени"

История иркутского бита закончилась летом 1982 года в Листвянке на Байкале. Рок-группе "Звуки времени" по праву выпала честь завершить эту героическую эпоху.

Наши музыканты подумали: а чем мы хуже других — хватит отсиживаться в провинциальной берлоге, пора показать себя всему СССР. В "Звуках времени" собрались старые приятели и опытные музыканты, успевшие поиграть в разных группах и ансамблях. Хам и сильная натура — Евгений Валиулин, рок-н-ролльщик до мозга костей — Игорь Несынов, экспрессивная личность Андрей Долотов, музыкальный эстет Игорь Воронин, фанатик саксофона и мелодист Владимир Шишкин, один из будущих основателей телекомпании "АС Байкал ТВ" Стас Огородников и А.Терещенко.

Рок-группа в 1978 году обосновалась при заводском ДК Шелехова, устроившись туда на работу: кто руководителем кружка кройки и шитья, кто уборщицей, а кто асфальтировщиком-каменщиком 2-го разряда. Репетиции проводили по вечерам, наводя на близлежащую округу ужас громыханием своей разногабаритной аппаратуры, состоявшей из 40 электрогремелок, вопилок и кричалок.

Почти год группа не трогалась с места, занималась подготовкой программы. В диких технических условиях "Звуки времени" сделали студийную запись своего первого и, как оказалось, последнего альбома. Качество записи по тем временам было приличным.

"Звуки времени" с легкостью выиграли музыкальный конкурс "Молодость. Творчество. Современность" и по его условиям получили возможность сняться на Центральном телевидении. Мечта пробиться на всесоюзный уровень, похоже, начинала сбываться. Из Москвы прибыла съемочная группа и увезла "Звуки времени" в Листвянку.

Но надежды на блестящее будущее развеялись в дыму костра, вокруг которого всю ночь пели и плясали нетрезвые кандидаты в кумиры. Товарищам из Москвы непосредственность товарищей из Иркутска не понравилась. Быть может, потому что их не позвали и не угостили? Неизвестно, какие люди принимали решение, но на следующее утро человек с ЦТ объявил суровым дикторским голосом: "Все ребята, вы нам не нужны".

Инцидент вышел боком: не пробившись наверх, группа "Звуки времени" постепенно потеряла интерес к своему будущему и вскоре распалась.

Посткриптум

1982 год можно назвать переломным. Дальше пошла музыка "новой волны", которую исполняли музыканты уже другого поколения. Естественно, автор отдает себе отчет в том, что какие-то вокально-инструментальные коллективы, существовавшие тогда в Иркутске, он упустил из виду. Ибо описать абсолютно полно и максимально подробно такую обширную и бесконечно изменчивую область современной культуры, как рок-музыка, было бы по меньшей мере самонадеянно.

Но автор тешит себя надеждой, что результат попытки охватить взглядом пятнадцатилетие, насыщенное событиями и именами, удовлетворит как читателей, так и участников этих событий, несмотря на то что в отдельных случаях ему приходилось прибегать к некоторой поверхностности изложения.

Павел Мигалев

© Копейка

История

8256

24.07.2005, 15:56

URL: https://babr24.com/?ADE=23089

bytes: 20018 / 19934

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Павел Мигалев.

Другие статьи в рубрике "Наука и техника" (Братск)

Стать астронавтом не выходя из дома

14 ноября состоится исторический день запуска корабля Crew Dragon компании Space X на ракете Falcon 9. В эту субботу состоится запуск многоразовой ракеты Falcon 9, которая будет нести на себе космический корабль Dragon v2 для постоянных полетов на МКС.

Николай Наумов

Наука и техникаМир

9530

13.11.2020

Нидерландские учёные советуют обниматься с коровами

Устали, чувствуете нервозность, хотите спокойствия и отдыха? Теперь необязательно тратиться на успокоительные препараты. В Нидерландах предлагают новый способ — обниматься с коровами.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

10193

25.10.2020

Россия отказалась вступать в международный проект по освоению Луны

Международный масштабный лунный проект, который продлится более 10 лет, скорее всего, пройдёт без России. Дело в том, что с нашей страной до сих пор не заключили соглашение по совместной реализации лунной программы. И в основном происходит это по желанию именно России.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

10320

19.10.2020

На Марсе обнаружили древние дюны и подлёдные озёра

Новые открытия позволили по-новому взглянуть на геологию красной планеты. Так, учёные обнаружили на Марсе древние окаменевшие дюны. По оценкам им насчитывается не менее миллиарда лет. Само по себе наличие дюн на данной планете не является открытием.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8511

14.10.2020

Нобелевская премия 2020: черные дыры, альтернатива ГМО и другое

Стали известны имена лауреатов Нобелевской премии 2020 года. Удивительно, но в этом году премию получили три очень важных открытия, значимость которых известна уже давно, однако удостоились награды они только сейчас. Так, Нобелевский комитет присудил премию по физике за черные дыры.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8838

12.10.2020

Современные старики стали умнее и быстрее

Снижение когнитивных способностей, короткая память, невнимательность, медленная ходьба, да и в целом всех движений. Старость пугает всех, но от неё никому не скрыться. Финские учёные Университета Йювяскюля оповестили о радостной новости.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

12224

29.09.2020

Пение птиц изменилось из-за карантина

Жесткие ограничения, которые были введены из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, продолжают влиять на дикую природу. Результаты нового исследования опубликовали учёные из американского Университета Теннесси в ведущем научном международном журнале Science.

Миша Ковальски

Наука и техникаБратья меньшиеМир

10003

26.09.2020

Шнобелевская премия 2020: Путин, гелиевый крокодил, нож из экскрементов и многое другое

Состоялась ежегодная церемония вручения Шнобелевской премии. В 2020 году она, как и многие другие мероприятия, проходила в режиме онлайн. Напомним, что эта премия является шуточной научной наградой. Её получают те учёные, чьи исследования больше кажутся забавными, чем практичными.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

9960

21.09.2020

В Китае найден древнейший атлас тела

Учёные наконец-то разгадали таинственный манускрипт, которому насчитывается более 2000 лет. Шелковая рукопись была найдена в Китае при раскопках гробницы Мавандуй ещё в 1973 году. Всё это время письмена не могли расшифровать, потому что они были написаны на древнем диалекте.

Миша Ковальски

Наука и техникаИсторияМир

10147

05.09.2020

Любовь к романтике вызываетcя мутацией

В большинстве случаев мутация ассоциируется с чем-то страшным и опасным. На самом деле это не так. Мутация — это любое изменение генетического кода. Оно может не только превращать организмы в мутантов, но и быть вполне полезным.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

8720

31.08.2020

К концу века женщины станут умнее и перестанут рожать

Население нашей планеты наконец-то начнёт снижаться после 2064 года. Такие выводы сделала команда исследователей из Вашингтонского университета Сиэтла. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Lancet.

Миша Ковальски

Наука и техникаМир

11109

19.07.2020

Уныние приводит к слабоумию

Постоянное чувство грусти, беспокойства, тревоги, тоски и вообще негативные мысли приводят к накоплению вредных веществ, а в дальнейшем и к нейродегенеративным заболеваниям, в том числе и к развитию болезни Альцгеймера. К таким выводам пришли учёные из Лондонского университета.

Миша Ковальски

Наука и техникаЗдоровьеМир

8465

22.06.2020

Лица Сибири

Полосин Андрей

Федосеенко Вячеслав

Прокопьев Анатолий

Перегудова Валентина

Шульц Алексей

Седых Марина

Шахназаров Виталий

Неупокоев Петр

Фефелов Игорь

Зыбынов Андреян