Екатерина Вырупаева

© АИФ в Восточной Сибири

КультураБайкал

8166

09.07.2009, 17:12

Сатисфакция «провинциалов»

В Иркутске впервые в истории этого города будет сниматься полнометражный художественный фильм. И не какие-то там эпизоды, а целиком и полностью.

В главной роли — Евгений Гришковец. Он же соавтор сценария, который совместно написал с Анной Матисон. Кстати, Анна, вместе с Юрием Дорохиным, также является и режиссёром картины. Накануне съёмок, которые начнутся 18 июля, мы беседуем с Аней о будущем фильме.

Фото из архива А. МАТИСОН

Талантливая 26-летняя «провинциалка» после удачного дебюта с короткометражкой «Настроение улучшилось», без преувеличения, проснулась знаменитой. Сейчас она учится во ВГИКЕ и параллельно активно занимается другими проектами совместно с автором самых популярных в России моно-спектаклей.

— Идея снять художественный фильм родилась в ходе подготовки 14-минутного видео «Настроение улучшилось». Но конкретно о какой-то работе речь тогда не шла, — рассказывает Анна. — У Гришковца были мысли снять фильм про Москву (мы даже сценарий написали). Но одновременно у Юрия Дорохина возникла идея фильма «Сатисфакция» (название рабочее, но, думаю, мы его оставим), которая совпала с желанием Евгения сделать кино. Буквально за полтора месяца, в октябре прошлого года, 90% сценария было написано. То есть, ещё в августе прошлого года никакой идеи не было и в помине, а уже в июле нынешнего года начинаются съёмки — по кинематографическим меркам это очень быстро.

— Как Евгению Гришковцу — такому востребованному и загруженному всевозможными проектами актёру — удалось выкроить для съёмок целый месяц?

— Гришковец очень одарённый актёр, он уже снимался в нескольких ролях второго плана у Панфилова, Учителя и др. Предложения ему поступают часто, но в основном это какие-то шаблонные роли. Традиционно сложилось амплуа Гришковца как такого скромного филолога, друга главного героя. А ему это никогда не было интересно. В нашем же проекте роль главного героя писалась именно под Гришковца — здесь он сможет показать весь диапазон своего актёрского мастерства.

О кризисе среднего возраста

— И что это за роль?

— Главный герой — бизнесмен. Действие происходит в провинциальном городе. Но сюжет не будет завязан на каких-то профессиональных делах. Это история про то, что вот живёт человек и всё у него внешне благополучно, но…

— То есть, это история про кризис среднего возраста?

— Можно и так сказать. Хотя в силу того, что этот оборот часто употребляется, смысл его несколько девальвировался. Но все главные жизненные вопросы будут подниматься — и дружба, и любовь…Вообще же «Сатисфакция» — фильм, который мы хотим снять в лучших (но увы — теряющихся) традициях отечественного кинематографа, где в центре — нормальный человек, без отклонений, без эпатажа. Человек, который находится в рамках обычной жизни. Меня интересует такое кино, какое снимает Герман-старший, Михалков (особенно «Пять вечеров»).

— Есть такое понятие — фестивальное кино. «Сатисфакция» из этой серии?

— Это фестивальное кино не в том значении, которое принято, а в том смысле, что его можно показывать на фестивале. Это не боевик, не блокбастер. Я боюсь термина «интеллектуальное кино», хотя какой-то интеллект, чтобы понять его, потребуется. Это умное кино. Арт-хаус. У этого понятия сейчас какой-то однозначный депрессивный флёр, хотя ведь ничего плохого в нём как в таковом нет. В общем, мы — за то, чтобы это имело больше отношение не к коммерции, а к киноискусству, хотя в идеале, эти два понятия не должны противоречит друг другу. Одно не исключает другого.

«Мы настояли, чтобы это был Иркутск»

— Почему именно Иркутск выбран в качестве площадки для съёмок фильма?

— Это провинциальная история. В любом случае нам бы потребовалось снимать на натуре нестоличного города. Как вариант рассматривалась Украина. Но мы с Юрой Дорохиным настояли на том, что должен быть именно Иркутск. У «Сатисфакции» небольшой бюджет, а в связи с кризисом он ещё и срезался. Тем не менее съёмки мы не отменяем. Нам идут навстречу: помогают городские власти, ГИБДД (для съёмок на один день будет перекрыта дорога — одна сторона по ул. Байкальской). Но это планируется в выходной, так что, надеюсь, не доставим больших неудобств иркутянам. Будет несколько сцен в гостинице «Маяк» в Листвянке. Конечно, это можно было снять и в Москве, но стоило бы очень и очень дорого. А здесь нам помогают — все понимают, что это важно и для Иркутска. Ведь в нашем городе снимают нечасто: несколько сцен в Герасимовском «У озера», всего эпизод фильма «Звезда пленительного счастья» — больше ничего на ум не приходит. А тут весь фильм целиком. Съёмки пройдут на улицах, на строительной площадке, в офисе, в магазине.

— Кто выступает заказчиком фильма «Сатисфакция»?

— Нет заказчика. Мы сами инициировали проект. Это идея Гришковца — он хотел снять художественный фильм и в нашем лице нашёл команду единомышленников. За последний год у нас было достаточно много совместных работ. Притёрлись друг к другу. Кстати, когда сценарий «Сатисфакции» был написан, мы его показали нескольким продюсерам. Они предлагали его как-то видоизменить, пригласить на главную роль другого актёра. Но мы хотели, чтобы это была честная, бескомпромиссная работа, чтобы ни под кого не подстраиваться. Кроме Гришковца в картине будут задействованы наши иркутские актёры. В последний раз иркутяне играли в полнометражном художественном фильме Герасимова «У озера».

— Гришковец бывал в Иркутске. Как ему город?

— Так совпало, что он был в Иркутске в конце гастрольного тура. Надо понимать, как изнурительно — сороковой концерт, все эти перелёты, часовые пояса и т.д. Он был выжат к этому времени, сильно простужен. И выступления в Иркутске дались ему тяжело. Так что по большому счёту Иркутска он не видел. Вот приедет на съёмки, месяц будет жить в нашем городе в «Интуристе», всё увидит.

— Мало сделать гениальный фильм. Надо его ещё и продвинуть, сделать ему грамотный промоушен. Есть какие-то договорённости с телеканалами о прокате фильма?

— Вообще, деньги на проект дал московский ресторатор Александр Орлов, предоставивший нам полную свободу действий. И уже готовый фильм мы будем предлагать прокатной сети. Продвижением станет заниматься Ира Юткина — продюсер всех проектов Гришковца. Она когда-то была продюсером «Несчастного случая» (на мой взгляд, золотой период этой группы), а потом ушла к Гришковцу. Съёмочная команда — та же, которая работала на «Настроение улучшилось». Андрей Закаблуковский — оператор, Юра Дорохин и я — режиссёры. Аппаратуру везём из Москвы, часть команды тоже будет московская — светотехники например.

— Что может поставить под удар ваш проект со съёмками фильма в Иркутске? Деньги есть. График выстроен. Команда собрана.

— Чтобы кино получилось, должно сложиться много факторов — тут и человеческий ресурс, и технические моменты, и погодные условия. У нас не будет шанса перенести съёмки. Обратной дороги нет. Надо снимать. 15 июля приезжает съёмочная группа, оборудование из Москвы. И начинаем. Нам так нужна хорошая погода!

— Киношники очень суеверны?

— Не более, чем те люди, от воли которых зависит не всё. Когда ты понимаешь, что только съёмочная группа составляет 28 человек и каждый по-своему незаменим, ясно, что с каждым человеком увеличиваются и риски. Теория больших чисел в кино действует на все сто.

— У Гришковца уже были такие проекты — съёмки фильма на провинциальной площадке?

— Нет, всё это впервые. И для него, и для нас. Как я уже отметила, Евгений снимался в нескольких фильмах, но главная роль у него тоже в первый раз.

— То есть, он нашёл свою команду?

— Надеюсь. В любом случае, это уникальный шанс для нас (для меня лично — точно уникальный) и очень интересная работа. Редкий человек такой популярности, как у Гришковца, будет относиться серьёзно к 26-летней «девушке из провинции».

— Но если он видит в ней единомышленника — почему бы и нет?

— Но это всё равно редко, особенно если учесть, что у нас сложилось полноправное сотрудничество. Может, потому, что Гришковец сам из провинции. Несмотря на то, что у многих выходцев, добившихся успеха в столице, появляется эдакий снобизм, у него этого нет совершенно.

— Можно сказать, что вам повезло?

— Да. Фактор везения в моём случае сработал. Ведь я в 18 лет попала в самую лучшую съёмочную команду в Иркутске. Юра Дорохин и Андрей Закаблуковский всё, что сами наработали (как ставить свет, выстраивать кадр, как вообще видеть и т.д.), передали мне уже готовым, многому меня научили. Большое везение такой опыт. А дальше всё зависело от меня, моей работоспособности, умения перенимать, развивать. Но изначально мне дали шанс. Что касается Гришковца — человек он серьёзный, и не стал бы ввязываться в авантюру с сомнительным исходом. Значит, и он в нас верит.

— А завистники у вас, такой молодой, красивой, талантливой и удачливой сценаристки и режиссёра из провинции, уже появились?

— К счастью, нет. Но я сама себе завидую. Я, поступив во ВГИК, очень долго не могла привыкнуть к тому, что нахожусь буквально бок о бок с Баталовым, Масленниковым. Странное ощущение — стоять в буфете в одной очереди с Марленом Хуциевым — с живой легендой мирового кинематографа. Актёрское мастерство преподаёт у нас Баталов, сценарное — Наталья Рязанцева. Прекрасный сценарист, один из лучших в России. «Чужие письма», «Долгие проводы» Киры Муратовой — это все её сценарии. Очень ценю возможность учиться у такого мастера. И когда находишься среди подобных людей, планка, которую ты ставишь для себя в творчестве, резко повышается. В Иркутске мне было очень понятно, что и как буду делать. Работала продюсером телекомпании, мы занимались съёмкой рекламы и документальных фильмов. А в Москве хочется превзойти себя. Пока сделано лишь полшага. Но, как мне кажется, в правильном направлении.

— Отдельная тема — иркутяне, которые добились успеха в «большом мире». Что срабатывает в случае, когда человек из глубинки добивается таких результатов, — талант? Упорство? Удача?

— Наверное, всё вместе. Провинциалы активнее, трудолюбивее. И уж если уехал человек из своего родного города именно по профессиональным причинам, значит, там он достиг максимума, потолка и есть желание расти дальше.

— Есть мнение, что Иркутск отторгает по настоящему талантливых людей — в провинции не любят выскочек. Вы почувствовали это на себе?

— Нет. Я уехала, потому что в Иркутске нет технической базы для кинопроизводства. Так уж сложилось исторически. Говорю не о документальном, а именно о художественном кино. Разово можно привезти всё в Иркутск. Так что, меня никто не отторгал. Я люблю Иркутск, у нас прекрасная команда, причём профессионально ничем не уступающая столичным, теперь я это точно могу сказать. Что в Москве лучше, опять же в контексте кино, так это то, что вокруг тебя постоянно снимается огромное количество фильмов.

И это стимулирует в работе, заставляет не успокаиваться, что-то делать, повышать планку.

Досье

Анна Матисон родилась 8 июля 1983 г. в Иркутске. Училась на Международном факультете ИГУ, сейчас студентка ВГИКа. Работала в телекомпании АИСТ — программным редактором, продюсером компании. С 2004 г. — режиссёр студии «REC.production».

В 2009 г. написала в соавторстве с Е.Гришковцом пьесу «Дом» (премьера состоялась 10 апреля в «Школе современной пьесы», реж. И .Райхельгауз); сделала документальный фильм «Музыкант» о Денисе Мацуеве, премьера которого пройдёт в Иркутске в сентябре.

Екатерина Вырупаева

© АИФ в Восточной Сибири

КультураБайкал

8166

09.07.2009, 17:12

URL: https://babr24.com/?ADE=79258

bytes: 11558 / 11311

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Екатерина Вырупаева.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Байкал)

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4233

10.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

11930

01.04.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7549

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

7245

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

12831

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

8247

06.03.2024

Премия «Сезар»: триумф «Анатомии падения»

Вечером 23 февраля в парижском концертном зале «Олимпия» состоялась 49‑я торжественная церемония вручения Национальной кинопремии Франции «Сезар». Своих счастливых обладателей нашли 24 статуэтки, не считая почётных премий.

Филипп Марков

КультураМир

7812

24.02.2024

Премия BAFTA: Эмма Стоун и забронзовевший «Оппенгеймер»

Семь из четырнадцати номинаций. Именно столько «Бронзовых масок» премии BAFTA забрал фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер». Среди них – главная статуэтка в категории «Лучший фильм».

Филипп Марков

КультураМир

14541

20.02.2024

Видео дня. Три минуты с Годзиллой и Конгом

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала второй трейлер фантастического боевика «Годзилла и Конг: Новая империя» продолжительностью более трёх минут. Пятый эпизод франшизы «Вселенная монстров» станет продолжением фильма 2021 года «Годзилла против Конга».

Филипп Марков

КультураМир

20094

15.02.2024

Видео дня. Новая «Планета обезьян» и сиквел «Смерча»

Сразу два трейлера громких зарубежных премьер вышли 12 февраля. Кинокомпания 20th Century Studios представила первый полноценный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство» (Kingdom of the Planet of the Apes).

Филипп Марков

КультураМир

7362

12.02.2024

Видео дня. Непорочная, или Дитя дьявола

Кинокомпания NEON опубликовала официальный трейлер психологического хоррора Immaculate («Непорочная»), который выйдет в российских кинотеатрах под адаптированным названием «Дитя дьявола».

Филипп Марков

КультураМир

9019

27.01.2024

«Золотой глобус 2024»: триумф «Оппенгеймера» и провал «Барби»

Поздним вечером 7 января в отеле «Беверли-Хилтон» в Беверли‑Хиллз состоялась церемония вручения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус».

Филипп Марков

КультураМир

10137

08.01.2024

Лица Сибири

Сибиряков Юрий

Мащицкий Виталий

Александров Александр

Матвеев Дмитрий

Галяутдинов Ильдус

Колмаков Алексей

Орноев Роман

Серышев Анатолий

Маякова Наталия

Саханов Зоригто