Елена Орлова

© Областная газета

ИркутскИркутск

7101

24.04.2009, 20:05

Стильное «дерево» Иркутска

Впитало в себя классицизм, барокко и модерн.

Фото: Лариса Федорова

Если погулять по центральным улицам Иркутска и приглядеться к старинным деревянным домам, можно увидеть простые и гармоничные линии, объемную резьбу, скрытые этажи и даже попытки воссоздать каменные фасады. Вся эта застывшая красота отражает не только архитектурные предпочтения горожан, но и историю развития областного центра. Ведь дерево было основным строительным материалом с момента основания Иркутского острога и вплоть до 1880 года. Только тогда, после большого пожара, городская дума велела на пяти центральных улицах возводить каменные дома. О стилях деревянного зодчества газете «Областная» рассказал главный архитектор Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области Александр Прокудин.

Суровая утилитарность

– При своей дешевизне и доступности дерево в Сибири было самым удобным для строительства материалом, – говорит Александр Прокудин. – И «черновиком» для наших культовых зданий, основная часть которых имела «деревянный» опыт. Это Спасская, Крестовоздвиженская и Троицкая церкви. Несмотря на то что первые кирпичные постройки появились в Иркутске достаточно рано – в начале XVIII века, – массового распространения этот материал до третьей четверти XIX века не имел. Из кирпича возводили храмы, гражданские и общественные здания и единичные частные дома. Жилье же в основном строили из круглого бревна или бруса сосны и лиственницы.

Естественно, все свои архитектурные замыслы иркутяне в течение почти 250 лет воплощали в дереве. Кстати, какой-либо декор стал появляться на домах только после того, как в поселении стал складываться городской образ жизни, ведь для сельской усадьбы это неоправданная и потому ненужная роскошь. Такие чисто утилитарные здания в Иркутске не сохранились, однако один из промежуточных вариантов дожил до наших дней. Это самый старый особняк города – Дом Шубина на улице Лапина, 23 (мы уже писали о нем в этой рубрике). Одноэтажный с «лица», он имел прируб во дворе, со скрытым этажом. В дальнейшем этот тип жилого дома стал основой для множества модификаций: с антресольным этажом, мезонинами, галереями. Все это отличительные признаки самобытной иркутской архитектуры.

Дома стали украшать резьбой гораздо позже, причем, как правило, только фасад.

– Жители того времени декорировали лишь «лицо» здания совсем не для того, чтобы сэкономить, – пояснил Александр Прокудин. – Они использовали в доме «обереговый» прием – украшение эпизодов столкновения внешнего и внутреннего пространства. Например, окна и дверь – отверстия во внешний мир – обрамляли солярными знаками, защищавшими от злых сил. Отсюда все эти гребешки, которые существовали еще в древнерусской архитектуре. Ее примеров в дереве у нас не сохранилось, а в камне это Спасская церковь и Богоявленский собор. Однако этот прием жил вплоть до конца XIX века. Конечно, люди уже не задумывались о символике, но активно ее использовали.

Классические фасады и барочный декор

Первая стилизация жилья в деревянном зодчестве Иркутска связана с появлением так называемых образцовых фасадов в конце XVIII – начале XIX века. Они были разработаны столичными архитекторами для камня, в классическом стиле, с целью улучшения внешнего вида российских городов. Но поскольку регламентировался только фасад, построенные по образцу дома вобрали в себя как черты профессиональной архитектуры, так и народные приемы.

В Иркутске сохранилось несколько жилых домов такого типа: на улице Кожова, 11; Лапина, 14; Седова, 22; Карла Либкнехта, 31; Богдана Хмельницкого, 26, 28; Тимирязева, 45; Борцов Революции, 6. Кстати, последний особняк (о нем мы также писали в этой рубрике) особо выделяется. Значительные размеры, сложная планировка, утонченная классицистическая пластика фасада – все это позволяет отнести его к числу уникальных памятников архитектуры. Интересен также дом на улице Тимирязева, 45, строгий лаконичный фасад которого имеет характерное для классицизма трехчастное построение, с выделенным основанием и неполным антаблементом (верхняя часть декора здания). Фриз заполнен лепными венками – редчайшим элементом в деревянной застройке Иркутска.

Однако архитектурные стили у нас почти никогда не воспроизводились в чистом виде. Во-первых, они появлялись в городе с большим опозданием. С этим, кстати, связаны некоторые временные перевертыши, например, волна барокко пришла к нам гораздо позже классицизма. Во-вторых, образцы декора переосмысливались мастерами иркутских народных артелей. Например, в европейской части России деревянные постройки часто фактурой имитировали каменные дома: штукатурились и украшались лепкой. В Иркутске все детали изготавливали из дерева, раскрывая пластичность и выразительность этого материала.

Эти особенности привели к смешению художественных приемов и рождению самобытных форм. Например, под влиянием барокко в городе сложился своеобразный тип деревянного наличника с сандриком в виде двух встречных волют и акротерия (украшение в центре, иногда в виде листка), выполненных в технике объемной резьбы. Они стали символом деревянного зодчества Иркутска. Сандрики имели большое количество модификаций и применялись в частном домостроении вплоть до начала ХХ века.

– В определенном стиле специально никто ничего не делал, это были, скорее, приемы, манеры, формы, – пояснил Александр Прокудин. – Например, наши барочные сандрики возникли как антитеза рациональному классицизму. То есть когда скромный образцовый фасад мастер хотел сделать красиво, он обращался к этому опыту.

Особняком в деревянном зодчестве Иркутска стоят дома декабристов Волконского и Трубецкого, о них мы расскажем в следующих публикациях.

Деревянное кружево и модерн

Очередная революция в декоре иркутских деревянных домов произошла после изобретения в конце XIX века лобзика. На смену рельефной резьбе пришла пропильная, изготовление которой не требует особых навыков. Доступность приема привела к тому, что деревянным кружевом стали украшать буквально все элементы фасада и ворот. Такой подход закрепила докатившаяся до Иркутска в конце XIX века волна нео-русского стиля в архитектуре, ориентированного на деревянное зодчество и построенного на контрасте открытого сруба с ажурностью пропильной резьбы. Наиболее интересные примеры – детский сад на улице Горького, 5, комплекс построек метеостанции, усадьба Сукачева.

Есть в Иркутске и деревянные дома в стиле модерн, который пришел в нашу каменную архитектуру в конце XIX – начале XX века. Планы зданий этого стиля формируются свободно, исходя из целесообразности расположения помещений, оконным проемам придается самая различная конфигурация, а в декоре появляются гибкие, текучие линии, стилизованные изображения цветов и стеблей. Один из ярких образцов – дом на улице Профсоюзной, 87 – дачный особняк почетного гражданина Шостаковича. В основном здания в стиле модерн строили профессиональные архитекторы.

Ценность деревянного наследия Иркутска подтверждалась неоднократно. В том числе уникальность сохранившейся застройки отметили эксперты Всемирного фонда памятников, включившие город в список «100 объектов, находящиеся в наибольшей опасности». В аннотации пояснено: «Живописные деревянные дома Иркутска очень выделяются на фоне зачастую серого сибирского пейзажа, (…) центр города является мишенью для развития недвижимости, и постепенно деревянные дома сносятся, а на смену им встают простые бетонные сооружения». А известный искусствовед, аналитик моды Александр Васильев, побывав в столице Приангарья, сообщил журналистам: «Деревянные дома – это как раз то, что отличает Иркутск от других городов. В них есть благородство, свойственное дворянским усадьбам, ясные линии, четкие пропорции, уникальный декор фасадов, прекрасный стиль».

Елена Орлова

© Областная газета

ИркутскИркутск

7101

24.04.2009, 20:05

URL: https://babr24.com/?ADE=77185

bytes: 7804 / 7684

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Примачек Владимир

Карасев Михаил

Бицура Павел

Астахов Михаил

Корнилов Николай

Голков Александр

Мамаджанов Константин

Афонин Юрий

Таевский Андрей

Заяц Вячеслав